» Нестандартизированные источники освещения



Нестандартизированные источники освещения

Нужно учесть, что при построении цветовых профилей указываются источники освещения под которым вы будете смотреть распечатанные изображения, а не свет, под которым делались снимки.

Часть 1. Стандартизированные источники освещения.

Часть 2. Не стандартизированные источники освещения в нашей жизни.

 

 

 

Источник света
Его характеристики
1700 К Соответствует пламени костра.
1850 К Соответствует пламени свечи.
2000 К Дневой свет. Соотвествует восходу или закату
2300 К вольфрамовая галогенная лампа с температурой 2300К, соответствующая граничному значению температуры дневного света ранним утром;
2300 К «Горизонтальный дневной свет», 2300К, воспроизводит освещение восхода или захода солнца.
2650 К Соотвествует 40 Вт лампе накаливания
2820 К Соотвествует 75 Вт лампе накаливания
2865 К Соотвествует 100 Вт лампе накаливания
2960 К Соотвествует 200 Вт лампе накаливания
2980 К Соотвествует 500 Вт лампе накаливания
2990 К Соотвествует 1000 Вт лампе накаливания
3100 К 3100К «Теплый белый», типичное освещение офиса и магазина. Желтые флуоресцентный лампы дневного света.
3200 К Соответствует температуре вольфрамовой лампе
3350 К Студийный свет для съемки фотографий. Студийная вольфрамовая лампа накаливания.
3400 К Фотовспышка. Сафиты. (Photo Flood or Reflector Flood Lamp).
3500 К Дневной свет через час после восхода.
CW40 Тип CW40: утренний или вечерний свет (прим. 8-9 или 18-19 ч). Источник: Вольфрамовая Галогенная Лампа со специальным фильтровым стеклом, или люминесцентная лампа Exrta High Color "Cool White Fluorescent".
4300 К Дневной свет. Раннее утро или позднее послеобеденное время.
4800 К Фотовспышка, соответсвующая дневному свету с голубоватым оттенком. (Daylight Blue Photo Flood Lamp).
5000 К White Flame Carbon Arc Lamp (Соответствуе карбоновому свету (белому)).
5400 К Усредненный летний безоблачный солнечный свет в полдень.
5800 К Ясный солнечный свет в полдень в середине лета.
6000 К Сплошная облачность. Покрытое облаками небо.
6500 К Усредненный солнечный свет летом (плюс синее небо).
6520 К Xenon Arc Lamp (Ксеноновая лампа).

Xenon Arc Lamp Xenon lamps are valued because of their near-daylight spectral qualities.

They are used in film projectors in cinemas, floodlighting, flashphotography, and in graphic arts light booths. It is not a CIE Standard Illuminant.

7100 К Свет летом в тени.
8000 К Усредненная за день летняя тень.
9500-30000 Синее небо.

 

Общее правило изменения цвета таково: при восходе Солнца (от утра к полудню) синие цвета "осветляются", становятся ярче. Красные же наоборот "приглушаются", становятся менее яркими. При движении Солнца на закат - все наоборот.

 

От восприятия белого света зависит восприятие всех остальных цветов. Для того, чтобы определять параметры белого света (вернее того, что мы воспринимаем как белый свет), существует так называемая цветовая температура.

Цветовая температура. Эта характеристика описывает спектральный состав излучения абсолютно черного тела, нагретого до определенной температуры, и, следовательно, описывает цветность излучения в видимом диапазоне спектра (от 380 до 780 нм). В зависимости от температуры нагрева будет меняться и свет. От красного оттенка при низкой температуре он будет переходить к синему при высокой. Цветовая температура выражается в Кельвинах.

При применении данного понятия к реальному источнику освещения, которым мы пользуемся, лучше говорить о коррелированной цветовой температуре, например, 6500К. Коррелированная цветовая температура домашнего желтоватого освещения с лампами накаливания составляет около 2900К, свечи - около 1900К; прямой солнечный свет имеет температуру 6000К, а синее небо — от 9000 до 30000К.

Стандарт 5000К и 6500К был выбран потому, что он примерно описывает средний и, насколько это возможно, нейтральный белый свет, без каких-либо ярко выраженных оттенков.

 

Что же касается некоторых люминесцентных ламп - хотя они и имеют коррелированную цветовую температуру 5000 К, но обладают не очень равномерным спектром с сильными «пиками» или «провалами » мощности излучения на определенных длинах волн. Это может выборочно, но достаточно сильно влиять на восприятие человеческим глазом определенных цветов, приводя к искажению в оценке всего изображения в целом (смотрите графики).

 

 

 

Цветовая и коррелированная цветовая температура.

 

Мы часто слышим о цветовой температуре источников излучения, будь то мониторы, искусственные источники света и разные фазы дневного света. Например, при настройке монитора можно выбрать цветовую температуру, например, 5500, 6500 или 9300 Кельвинов, либо задать какую-либо другую, которая определяет цветность белого. Стандартизованный источник освещения А, под которым сравниваются образцы цвета, имеет цветовую температуру 2856 К. Кроме понятия «цветовая температура», существует еще и понятие «коррелированная цветовая температура». Так, стандартные источники D65 и D50 имеют коррелированные цветовые температуры 6500 и 5000 К. Рассмотрим, чем отличаются между собой цветовая и коррелированная температуры и каков физический смысл каждой из них.

Цветовая температура – это температура, до которой нагрето абсолютно черное тело. Абсолютно черное тело или полный излучатель или излучатель Планка – идеальный тепловой излучатель, спектральное распределение энергии которого зависит только от его температуры. Имеется в виду замкнутое пространство, стенки которого равномерно нагреты до температуры Т. Лучистый поток выходит через небольшое отверстие в стенке полости. Само отверстие является полным излучателем. Почему нас интересует излучение абсолютно черного тела? Дело в том, что цветности этих излучений при разных цветовых температурах похожи на цветности излучения ламп накаливания и цветности различных фаз дневного света. Отложив на цветовом графике цветовые координаты этих излучений, мы получим линию черного тела.

Когда цветность излучения какой-либо лампы совпадает с цветностью излучения абсолютно черного тела с температурой Т, считается, что это излучение имеет цветовую температуру Т. Если цветность излучения не совпадает ни с одной точкой линии черного тела, то выбирается ближайшая точка линии и по ней определяется коррелированная цветовая температура. Величина эта неоднозначна, поскольку два излучения могут иметь разное спектральное распределение энергии, но одинаковую коррелированную цветовую температуру. Соответственно, они будут по-разному передавать цвета освещаемых объектов.

К тому же, коррелированная цветовая температура одного излучения, рассчитанная на цветовых графиках разных колориметрических систем, будет разной. Чем более равноконтрастна система, тем точнее результат. Безусловно, для сравнения двух излучений по коррелированной цветовой температуре необходимо подобие их спектральных кривых. Все стандартные источники освещения, кроме А, имеют коррелированную цветовую температуру. При выборе цветовой температуры в настройках компьютерного монитора мы активизируем соответствующее соотношение интенсивностей излучения основных люминофоров, при которых белая точка будет иметь соответствующую цветовую температуру.

Таким образом, цветовая температура характеризует цветность излучения, а не его интенсивность. При увеличении цветовой температуры излучение изменяется от более теплого к более холодному.

 

 

 

Метамеризм.

 

Специалисты по подбору цвета и цветоделению часто сталкиваются со следующим явлением. Два образца выглядят одинаково по цвету под одним источником освещения и по-разному под другим. Этот феномен является одним из частных случаев метамеризма, явления, показывающего связь физических характеристик источника освещения и психофизиологических свойств человеческого зрения. Природу метамеризма понять несложно, однако вокруг самого термина возникает некоторая путаница. Является ли метамеризмом случай, когда один и тот же образец выглядит по-разному под разными источниками освещения? Или когда два образца выглядят одинаково при оценке одним человеком и по-разному другим? Исходя из этого, мы считаем необходимым привести определение метамерных цветовых стимулов, метамеризма и метамерной пары.

Метамерные цветовые стимулы (metameric color stimuli) – это цветовые стимулы с одинаковыми цветовыми координатами, но с различными спектральными составами. Соответствующее свойство называется метамеризмом, а два метамерных цветовых стимула метамерной парой.

Понятие «метамерные цветовые стимулы» относится к психофизическим цветовым терминам, которые используются для точного определения цвета и объяснения ряда цветовых проблем. Цветовой стимул также входит в число этих терминов. Для полного понимания вопроса приведем его определение: цветовой стимул –это лучистая энергия с определенными физическими характеристиками, проникающая в глаз и вызывающая ощущение цвета.

Метамерные стимулы делятся на три группы:

1) созданные различными излучениями (самосветящиеся стимулы), например, дневной свет и искусственный источник освещения, его имитирующий;

2) созданные различными объектами, освещенными одним излучением (несамосветящиеся стимулы), т. е. два образца с разным спектральным составом под одним источником выглядят одинаково;

3) созданные различными объектами и излучениями (несамосветящиеся объекты), т. е. два образца с разным спектральным составом под разными источниками освещения выглядят одинаково.

 
 
 

Метамеризм многие ошибочно считают свойствами одного образца менять свой цвет при смене источника освещения. Стоит поподробнее разобраться в этом вопросе. Во-первых, понятие метамеризма по определению связано с двумя и более образцами, точнее, цветовыми стимулами и их сравнением между собой. Свойство же образца изменять цвет при смене источника освещения называется цветовым непостоянством (color inconstancy). Оба понятия, метамеризм и цветовое непостоянство, являются следствием того, что в расчете цветовых координат участвует кривая спектрального распределения энергии источника освещения. Из этого следует, что при смене источника освещения образец изменяет свои цветовые координаты, а у метамерной пары равные цветовые координаты становятся неравными.

Степень метамерности показывает, насколько сильно будут различаться метамерные образцы при смене источника освещения. Количественным выражением является индекс метамеризма расстояние между цветовыми координатами метамерной пары при замене источника освещения. Индекс цветового непостоянства – расстояние между цветовыми координатами одного образца при разных источниках освещения.

Таким образом, цветовое непостоянство отражает зависимость цвета одного образца от смены источника освещения, а метамеризм изменение степени соответствия друг другу двух и более образцов при смене источника освещения.

 

 

НАЧАЛО:      Часть 1. Стандартизированные источники освещения.